?

Log in

No account? Create an account
 
 
21 Сентябрь 2015 @ 21:07
Не раввин. А кто же я?  
Как я и написал в прошлый раз, пришло время познакомиться с вами заново. Меня зовут Эли Бар-Яалом. Позавчера мне исполнилось сорок семь лет. Я пишу стихи и рассказы и редактирую (с коллегами) толстый литературный журнал "Биглаль" на иврите. Я живу в городе Хайфа с женой, тремя детьми и бессчётным количеством котов. Я преподаю в школе для одарённых в городе Кармиэль множество предметов (в частности, стихосложение, сравнительную мифологию, лингвистику и ролевые игры), а в технологическом институте в том же городе – математическую логику и некоторые смежные предметы. Хотя зачастую в графе "профессия" я предпочитаю писать "поэт" (зовусь я Цветик), занимаюсь учительством я в общей сложности уже двадцать семь лет, и это - неотъемлемая часть моей натуры.

Но (что бы ни писали сетевые энциклопедии) я не раввин. И раввином я никогда не был.
*
В первую очередь я не раввин потому, что я не проходил никаких существующих в ортодоксальном (или консервативном, или реформистском) иудаизме аттестационных экзаменов на должность раввина. А проходить такие экзамены я не могу и не хочу – по простой причине: я к этим течениям не отношусь. Я не причисляю себя ни к одному течению в иудаизме, и, следовательно, вообще не являюсь религиозным.

Верующим? Да. Религиозным? Нет.
*
В течение многих лет я добровольно вёл бейт-мидраш, то есть регулярные занятия по Торе – основной священной книге иудаизма – и писал комментарий к ней. Этот комментарий (под названием "Маасэ-Решет") находится в данном журнале. Он на протяжении многих лет цитировался многими, но я хочу ещё раз подчеркнуть:  мой комментарий выражает моё мнение, он часто выражает мнение других участников как виртуальной, так и невиртуальной ипостаси бейт-мидраша, он постоянно ссылается на многочисленные источники, находящиеся внутри пространства еврейской духовной философии – но в общем и целом он не отражает мнение ортодоксального иудаизма.
Как, впрочем, и других школ в иудаизме.

Возможно, я мог бы (с коллегами по бейт-мидрашу) основать новое течение в иудаизме – но мне в первую очередь претит идея стадного движения вслед за лидером, заменяющая самостоятельное мышление. Именно поэтому зачастую мы с коллегами по бейт-мидрашу (в частности, с моей со-ведущей Рахель Спектор) имели совершенно разные мнения по тем или иным вопросам – и не видели (и до сих пор не видим) в этом проблемы: так оно и должно быть, когда люди мыслят.

Сверх того, несмотря на моё глубочайшее уважение и пиетет к Книге Книг, мне очень хотелось бы, чтобы люди не забывали, что Творец Миров (если они в него верят, как верю я) написал и все остальные книги: "Гамлет", "Илиада", "Преступление и наказание" и "Властелин колец" – и даже "Малыш и Карлсон", не говоря уж об "Алисе в стране чудес" – принадлежат тому же Автору (см. ниже) и в своей гениальности тоже священны. А если открыть "Курс дифференциального и интегрального исчисления"…

Словом, религиозное течение - это не для нас. А Тору (и смежные темы) я с удовольствием преподавал пятнадцать лет (с 1997 по 2012), пока бейт-мидраш не завершил своё существование.
*
Ученики мои в виртуальном и невиртуальном бейт-мидрашах называли меня "рав", то есть "учитель" (в высшем смысле этого слова), и это название было для меня наиболее ценным и дорогим. Но со временем мне стало ясно, что такое простое и ясное титулование создаёт ужасную путаницу – меня стали считать ортодоксальным раввином! (На иврите между этими понятиями разницы нет, за исключением контекста; мой предок р. Исраэль Баал-Шем-Тов не имел раввинского рукоположения, но стал предводителем и основателем целого движения в иудаизме – хасидизма; кто не назовёт его равом?)

Но мне не хочется быть самозванцем. Как я и сказал: у меня нет ортодоксального "рукоположения" в раввины, и ни к какой религиозной конфессии я не принадлежу. Лучше пусть меня не называют "рав", зато и путаницы не будет.

Но я, конечно же, еврей – натуральная жидовская морда до мозга костей по культурной, этнической, духовной, языковой и какой угодно составляющей. И моя нерелигиозная вера является, конечно же, еврейской.
*
Во что, или в кого, я верю?
Я по своей натуре скептик. Плюс, по выслуге лет, логик. И разных наук естественных тоже понахватался то там, то сям. Поэтому картина мира внутри мироздания для меня познаётся научными методами. Сколько лет вселенной, откуда произошёл человек, отчего вымерли динозавры и куды бечь – на все эти вопросы ответ будет результатом теоретических выкладок, научных экспериментов и технических изобретений.

Вера лежит вне мироздания. Она лежит там, где находится изначальный онтологический вопросик, с которым можно обойтись только тремя путями: делать вид, что он не существует, угадывать ответ или признаться в незнании. Сразу скажу, что мой путь – типа четвёртый.

Вопрос такой: что такое быть и чем оно отличается от не быть? Наука создана, чтобы отделять то, что есть, от того, чего нет, и предсказывать, что будет и чего не будет. Сам научный метод основан на эксперименте, отличающем то, что есть, от того, чего нет; наука в состоянии даже справиться с вещами, которые одновременно есть и нет ("Господин Шрёдингер, - сказал ветеринар старику с кошачьей клеткой, - у меня для вас две новости: хорошая и плохая"). Но природа свойства под названием "бытие" – вненаучна.

В мире Булгакова Воланд реален. В мире "Тысячи и одной ночи" джинн явится Аладдину по-настоящему. А в нашем? В романе "Ангел над Титаником", который я написал 14 лет назад, я представил себе возможность совмещения реальностей через общение с теми, кто эти реальности сочиняет:

Мебельщик был одет в шкуру Немейского льва и опоясан ремнём Храброго Портняжки, за который был заткнут плазменный меч рыцарей Звездной Империи. На пальце у него сверкало кольцо Нибелунгов, а на голове была Шляпа Волшебника. Ноги… были обуты в калоши счастья, в ушах позвякивали сережки-говорёшки, на груди болталось ожерелье Роканнона.

Я верю, что наша реальность, подчиняющаяся законам, которые познают учёные, выдумана. Что реальность реальна именно потому, что она воображаема. Что граница между "есть" и "нет" в любой реальности (нашей ли или спрятанной в чьей-то книжке) проходит как раз по воображению Автора. Что существует Автор и с Ним можно осмысленно общаться изнутри книги, в которой мы находимся. Кто, собственно, такой этот Автор – вопрос, как ни странно, второстепенный и, возможно, бессмысленный. В "Ангеле над Титаником" встречаются авторы двух миров, каждый из которых – персонаж, придуманный другим. Они задаются вопросом: является ли каждый из них Богом для другого? Но присутствующая там жена одного из авторов говорит им: "это Он услышал ваши голоса в пустоте и подарил им жизнь, создав два полноценных мира".
*
Я не хочу путаницы.
Я езжу в субботу на машине. Я играю в субботу на музыкальных инструментах. Я не отделяю мясной посуды от молочной.
Я соблюдаю все посты. Я не работаю (т.е. не занимаюсь рабочими делами) в субботу. Я не ем пищи, которую запрещает Тора.
Я изучаю мир – это называется наука. Я пытаюсь говорить с его Автором – это можно назвать молитвой.

Кто я?

А вот это я и есть. Никаких ярлыков больше не надо.
*
Завтра по еврейскому календарю наступает Йом-Киппур.

Я, конечно, не верю в Небесный суд на облаках, собирающийся раз в году для проведения Йом-Киппура – Дня приговора и прощения. В "тео-водевиле" "Костюм мисс Кимберли", который мне довелось сочинить 8 лет назад, герои поют:

В большом хранительском труде
в руках любого из людей
судьбы всего лишь маленький кусочек,
но - ежедневно Судный День!
Да,  ежедневно Судный День,
а еженощно - время Судной Ночи!

И тем не менее нам, людям, необходим воображаемый день, в котором мы соотносим наши мгновения с некими вечными эталонами (которые, конечно же, сами весьма изменчивы). И именно потому, что он воображаемый, этот день реален.

Поэтому, представившись, наконец, перед вами, я желаю всем вам и нам доброй подписи в Книге Жизни. Которая тоже реальна: угадайте, почему?
 
 
 
repisrepis on Сентябрь, 21, 2015 18:12 (UTC)
Молодец Эли. Очень мудро и толково сказано.
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Сентябрь, 21, 2015 18:16 (UTC)
Спасибо!
Lubelia: Яlubelia on Сентябрь, 21, 2015 18:17 (UTC)
Вот только что про тебя думала:)
Доброй подписи нам всем, да уж.
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Сентябрь, 21, 2015 18:20 (UTC)
Спасибо, сестричка! И тебе, и твоим. Очень важно, что ты есть.
kiratata: KTotpionakiratata on Сентябрь, 21, 2015 18:28 (UTC)
С прошедшим Днём Рождения и с нынешним Днём!

Доброй подписи! - и всех прочих благ:)
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Сентябрь, 21, 2015 18:33 (UTC)
Спасибо вам, дорогие мои!
Mithrilianmithrilian on Сентябрь, 21, 2015 18:29 (UTC)
Нэ. Я верю, что люди пишут книжки сами, потому что свобода воли. Иначе неинтересно.
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Сентябрь, 21, 2015 18:32 (UTC)
А где противоречие? Свобода воли всюду и повсеместно! Выбор Фродо свободен и наличие Толкина ему не мешает.
(без темы) - toh_kee_tay on Сентябрь, 21, 2015 18:57 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - imenno on Сентябрь, 21, 2015 19:13 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - toh_kee_tay on Сентябрь, 21, 2015 19:18 (UTC) (Развернуть)
sigma_tiger: Гремлинsigma_tiger on Сентябрь, 21, 2015 18:44 (UTC)
С днём грядущим - и с днём прошедшим тоже. (*и немедленно выпил за твоё здоровье*)
erelennerelenn on Сентябрь, 21, 2015 19:04 (UTC)
Вы удивительный человек Эли.
Очень приятно знакомиться с вами заново :)
И даже не знакомиться, а просто видеть вас здесь.
Жаклинкаjacklinka on Сентябрь, 21, 2015 19:25 (UTC)
Cпасибо, Эли.
Вот здесь я абсолютно согласна с Вами - все тексты, в конечном итоге, пишутся одним Автором, через писателя, его мозг, его язык, привычные (и непривычные) ему образы и идиомы.
И герои в текстах и вправду обладают свободой воли. И они живые - в пространстве текста.
И это удивительно и потрясающе.
И вам - доброй подписи. Каждый день, и в Йом Кипур тоже.
イヴの時間 - салон одной яки: Холоyakabito on Сентябрь, 21, 2015 20:22 (UTC)
Лучше поздно, чем никогда. Всего тебе самого-самого хорошего!
Fredfredmaj on Сентябрь, 21, 2015 21:04 (UTC)

Спасибо!
Да, и тебе.

eliz_betaeliz_beta on Сентябрь, 21, 2015 22:25 (UTC)
Спасибо Эли!
Мне были очень важны наши бейт-мидраши именно свободой самовыражения,обменом мнениями и поддержкой.Очень жалко,что сейчас такой возможности больше нет.
Спасибо за все,за стихи и песни,за удивительные романы,за умение слушать и учить.
Я наверное не всегда была внимательной ученицей,прошу за это прощения.
Но то что выучила,осталось в серце. Поэтому Вы для меня Рав и всегда им будете.
Гмар хатима това!
Пусть все будут здоровы и любимы.
Зю: Touchz_u on Сентябрь, 21, 2015 22:49 (UTC)
с прошедшим днем рождения!
и гмар хатима това! :)
green cat: green_a_s_ on Сентябрь, 22, 2015 00:01 (UTC)
С прошедшим днем рождения!
Гмар хатима това!
Наталья Зисманnevenka_ on Сентябрь, 22, 2015 04:06 (UTC)
Сто лет не была в же, а тут зашла как раз на твою запись, и сразу стало хорошо и приятно :)
Скрипка сентябряtanvika on Сентябрь, 22, 2015 05:49 (UTC)

Гмар хатима това, Эли!

tseytlintseytlin on Сентябрь, 22, 2015 05:58 (UTC)
Эли, это просто замечательно.
Хорошей записи!