?

Log in

No account? Create an account
 
 
14 Сентябрь 2012 @ 11:57
Новый, очень важный для меня текст  
Эли Бар-Яалом
Пять революций духа 

а. Введение

Одно из проявлений эволюции человека - эволюционное развитие восприятия всего, что над: высшего, необъяснимого, божественного. Как бывает в любой эволюции, порой накопившиеся изменения позволяют говорить о революции, в корне меняющей отношения между человеком и высшим началом. Мы выделяем пять таких революций с начала существования человека как вида.
Отметим отдельно, что атеизм не является эволюцией, точно так же как прекращение поиска не является "революцией" в способе поиска. Атеизм, так же, как и агностические конфессии (например, конфуцианство - "Ты не научился служить людям, как же ты размышляешь о служении духам?"), просто не занимается отношению к высшему началу, поэтому он лежит в стороне от описываемой ниже модели.

б. Пять революций (они же пять стадий)

1. "Там что-то есть!": от бессознательного - к анимизму (шаманизму)
Когда: около 50000 лет назад, при переходе предков человека к "поведенческой современности" (behavioral modernity). Возможно, параллельно происходило и у неандертальцев.
Суть: У всего происходящего есть причины. Есть я, ты, он и они, а есть дух/душа малины, водопада, наводнения, того-жаркого-что-сверху и того-невидимого-отчего-люди-падают-и-перестают-ходить-навсегда.
Источники информации: "ну то есть как это - откуда я знаю, что есть дух малины? Глянь - вот же она, малина!"
Примеры: дожившие почти до наших дней представления бушменов и аборигенов Австралии.

2. "Там кто-то есть!": от анимизма - к теизму
Когда: при переходе от охотничье-собирательского общества к скотоводческо-земледельческому.
Суть: Мир управляем! Тех, кто управляют ("боги"), мы наблюдаем через законы природы, но к богам можно обращаться, ублажать их. Те же существа, в которых верили наши предки - духи источников, кустов и наводнений - мелкие сошки в космической иерархии богов.
Источники информации: "Я слышал голос бога! А если не я, то наш деревенский жрец точно слышал!"
Примеры: Древняя Греция, Египет, ацтеки.

3. "Он Един!": от теизма - к централизму (монотеизму)
Когда: для единиц - ещё во 2-м тысячелетии до н.э.; как сложившаяся доктрина - в т.н. "осевое время" (ок. 600 до н.э.); как политическая сила - в 1-м тысячелетии новой эры.
Суть: У всего один Источник! Всё исходит от Него и объяснимо через Него - это и есть наука. Цель человека - жить в максимальном соответствии с Его законом.
Источники информации: "Пророки услышали, мудрецы истолковали, учителя прочитали, а я ходил в школу".
Примеры: буддизм (закон кармы безличен, но универсален и познаваем), ислам (Аллах обладает чертами характера - милосерден, милостив, мстителен и т.д.), христианство (Бог обладает характером и воплощён в человеке).

4. "Всё - Он!": от централизма - к панэнтеизму ("всё в Боге")/пантеизму ("всё - Бог")
Когда: для единиц, возможно, ещё до наступления 1-го тысячелетия до н.э. (образ Пуруши в "Ригведе"); как сложившаяся доктрина - начиная со средневековья. Как политическая сила - фактически, не сложилась (редкие исключения в новое время).
Суть: Наука (в современном смысле) познаёт окружающую действительность. Священное писание (религия в смысле 3-ей стадии) описывает суть бытия. Важнее, конечно, религия - ведь она священна, а наука - нет. Значит, "научный" мир - оазис внутри бесконечного Бога (описываемого священными писаниями), и вторичен по отношению к Нему. Всякое противоречие между догмами религии и научными открытиями крайне болезненно и приводит к многочисленным разногласиям.
Источники информации: осторожные философские умозаключения, еле-еле балансирующие между догмами Писания и достижениями науки (которые зачастую берутся из популярных, а не научных, источников).
Примеры: современный индуизм, продвинутое (не народное!) православие в России, суфизм в исламе. Редчайший случай религии, созданной специально на 4-й стадии - бахаизм. Пантеизм Спинозы относится сюда же (хотя Спиноза, как и многие его последователи, готов отказаться от священных писаний, если они ему мешают).

5. Новая революция, или "Господи, давай обсудим": от панэнтеизма - к конструктивному диалогу
Когда: да вот сейчас. А для единиц... Не исключено, что многое осознавал уже Платон, да и Авраам под подозрением.
Суть: Что происходит в мире? Посмотрим и узнаем. Отчего это происходит? Изучим и узнаем. Для чего это происходит? Спросим у нашего сердца. Как нам лучше поступить? Спросим свою совесть. А где же Бог? Так вот же Он. Всё это - двусторонний диалог с Ним.

Человечество будет вырабатывать законы согласно совести и чести, и это и будут законы от Бога.
Человечество будет познавать мир согласно науке и разуму, и это и будет знание от Бога (не исключая самую что ни на есть метафизику, и то, что до Вселенной и помимо её).
Человечество будет развиваться и бережно творить само себя из самого себя, и это будет творение от Бога.

Догмы отпадут. Если сердце подскажет, что та или иная книга вдохновлена Богом, это ещё не означает, что всё в ней - истина в последней инстанции до последней буквы, и не означает, что надлежит черпать истину только из этой книги. Это значит лишь, что надо прочесть эту книгу (возможно, неоднократно) и задуматься над ней (возможно, надолго).

Человек будет сотрудником Бога. Потому что любой человек - воплощённый Бог.
Источники информации: "Я - воплощённый Бог. Ты - воплощённый Бог. Мы с тобой - два разных человека, но мы с тобой - один и тот же Бог. Всё, что я могу рассказать тебе о Боге, ты можешь услышать и от Бога-который-ты. Ты имеешь право не доверять мне - доверяй Ему. Он ведь тоже - я. А если Он скажет тебе, что мне можно доверять, значит Он хочет поговорить с тобой моими устами".
Примеры: Поскольку революция начинает свой путь сейчас, сложно говорить о ярких примерах.
Предвестники пятой революции - движения "нового века", в которых на первый взгляд видна деградация - возвращение на 3-ю стадию (харизматический евангелизм в христианской Америке), на 2-ю (неоязычество типа Викки, Асатру или русского родноверия) и даже на 1-ю (экстрасенсы, медиумы, колдуны). Но общее у них - возрождение прямого общения с высшим началом: того, что в религиозной терминологии называется пророчеством.
При всей дикости, эти всплески - преддверие принципиально нового отношения к высшему началу, революционного по отношению к 4-й стадии. Это отношение не феноменологическое: научный взгляд на события не только не противоречит ему, но является неотъемлемой частью его. Объяснения явлениям изначально ищутся через науку, а понятие Бога обретает смысл на более высоком, ранее незаметном уровне: как источник и смысл бытия вообще и моего индивидуального бытия в частности; как Тот, в Чьём сознании (воображении) существует постижимый научный мир. На 4-й стадии Бог должен был "сократиться" для создания мира, на 5-й становится понятным, что Он никуда не "сокращался". 

в. Что меняется  и что остаётся

Заметим, что основное "открытие" каждой революции остаётся актуальным и для последующих. Так, и "Там что-то есть", и "Там кто-то есть", и "Он един", и "Всё - он" по-прежнему верны на пятой стадии. При этом на каждой стадии полностью переосмысливается мироздание - на то это и революции.

Заметим также, что с каждой революцией сокращается количество вещей, которые необходимо принимать на веру: так, например, на третьей стадии уже необязательно верить, что Зевс изменил Гере с Семелой, на четвёртой - что Бог поместил Землю в центр мироздания и запустил Солнце вокруг неё. На пятой стадии разница между верующим и неверующим сокращается до единственного естественного различия: верующий ощущает Бога в происходящем, неверующий - нет.
Поскольку "ощущать Бога" и "говорить с Богом" на пятой стадии фактически неразличимы, можно было бы сказать, что деление "верующий - неверующий" тождественно делению "пророк - непророк" - если бы не было (во все времена) многих неверующих (атеистов, агностиков), которые были при этом ярко выраженными пророками (визионерами, ведущими человечество вперёд и т.д.). Таким образом, на 5-й стадии пророков оказывается не меньше, а больше, чем верующих..

г. Еврейский вопрос (и не только)

Иудаизм как духовная практика зародился на 2-й стадии ("ибо каждый народ идёт с именем своего бога, а мы идём с Именем Единого"), пережил 3-ю революцию ("идолы их - сребро и злато, порождение рук человеческих") и кое-как перебрался через 4-ю - создав в себе новые течения, такие, как каббала и хасидизм. Но базисная концепция того, что сейчас называется иудаизмом, по-прежнему "застряла" где-то между 2-й и 3-й стадией.
Отношение к Торе и книгам пророков как к реальному, но прошлому откровению, которое может меняться в рамках динамики общения человечества с Высшим Началом, заманчиво - но полностью исключается 7-м, 8-м и 9-м принципами веры по РАМБАМу.
Квинтэссенцией иудаизма в современном понимании является "Шулхан арух" и сопутствующее ему восприятие задачи человека как "накопления заповедей", которые воспринимаются как механизмы, включающиеся определённым поведением. 
Всё это делает иудаизм - в том смысле, в котором он понимается сейчас - полностью неприспособленным к пятой революции. Неортодоксальные течения - консервативный и реформистский иудаизм - не меняют в корне теологическую модель, и поэтому никак не влияют на ситуацию.
Пишущий эти строки, например, не может не верить в Творца, Чья воля порождает материальный мир с его законами, и ощущает, что человеческая жизнь - диалог с Творцом, причём в высшем смысле этот диалог Творец ведёт Сам с Собой. Но пишущий эти строки не может верить в "накопление заповедей" - это оскорбило бы Бога. И пишущий эти строки знает, что он не один такой.
Вот главнейшая задача еврейского пути на сегодняшний день. Другие духовные пути, несомненно, стоят на таком же распутье.

В преддверии Нового Года возношу Тому, в Чьём воображении зарождается всё (включая этот текст), молитвенную просьбу (которая тоже рождена Его воображением, и поэтому имеет шанс осуществиться), чтобы мы все в этом всём смогли успешно и бескровно разобраться, перебравшись через новый рубеж навстречу новому этапу нашей эволюции.

 
 
 
Дарья Чеботарёваdaryapetrovna on Сентябрь, 14, 2012 09:39 (UTC)
Спасибо, очень интересно.
Вы не могли бы объяснить, что такое "накопление заповедей"?
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Сентябрь, 14, 2012 09:48 (UTC)
Взгляд, восходящий к талмудическим временам, согласно которому этическая оценка человека Высшими силами происходит посредством учёта (в большой степени - механического) заповедей, которые он исполнил в жизни, за вычетом заповедей, которые он нарушил; при этом не делается различие между заповедью этической ("уважай отца и мать") и формальной (не ешь плоды, от которых не отделена десятина).
Соответственно, смыслом жизни человека делается "накопление" максимального количества выполненных заповедей, чтобы увеличить свой "надел" в "мире грядущем".
(без темы) - daryapetrovna on Сентябрь, 14, 2012 09:55 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - la_vega on Сентябрь, 14, 2012 15:27 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - imenno on Сентябрь, 14, 2012 17:58 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - dikaya_radost on Сентябрь, 17, 2012 08:57 (UTC) (Развернуть)
hasidelhasidel on Сентябрь, 14, 2012 09:40 (UTC)
Спасибо!
Шана това!
Юлия Могилеверyulen_ka on Сентябрь, 14, 2012 10:15 (UTC)
Мне показалось не очень ясным объяснение сути 5-ой революции. Она не выделена, а сказано между прочим про "возрождение прямого общения с высшим началом". Не лучше ли сохранить общий формат (когда, суть, источники, примеры), чтобы суть не растекалась между примерами?
nata_leianata_leia on Сентябрь, 14, 2012 10:17 (UTC)
Огромное спасибо.Радостно,что мои мысли и чувства обрели форму...
Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо): летнее золотоkat_bilbo on Сентябрь, 14, 2012 14:06 (UTC)
Большое спасибо, дорогой Хатуль, это очень нужный и мудрый текст!
И я тоже прошу, если можно, подробнее про пятую революцию.

Сама в последнее время много думаю о чём-то подобном, но до слов пока не дошло. Ещё раз большое спасибо.
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Сентябрь, 14, 2012 15:28 (UTC)
Изменил текст, расширил, перечитай!
(без темы) - kat_bilbo on Сентябрь, 14, 2012 15:50 (UTC) (Развернуть)
la_vegala_vega on Сентябрь, 14, 2012 15:44 (UTC)
Вы лишили Бога самостоятельности (целей, воли и силы), что привело вас к объявлению Богом самого человека.

Бог на "5ой стадии" в лучшем случае остался причиной, очень древней и давно устаревшей. Но он (а соответственно, и все творение) больше не имеет задач, а следовательно цели и смысла. Он ни во что не вмешивается, ни на что не влияет и вообще, не мешает жить.

Зачем при этом объявлять божественным все, что человечество натворит? А оно, как вы знаете, может натворить... Выработаем законы, согласно совести (которая у каждого своя) и разуму (который работает в основном на наши страсти и желания), и все это будет от Бога?
Задача: Мир, возникший случайно, не может иметь смысла и цели, а смысла и цели хочется. Но если у Мира есть создатель, а у того - цель, значит, он от нас чего-то хочет (строго говоря, это не обязательно, но если нет, мы приходим к первому варианту:). А это хлопотно, да и не совсем ясно, чего именно.
Элегантное решение: Давайте жить, как хочется, но нарисуем схему, при которой все, что ни наделаем - будет божественным, с высоким смыслом?

Заранее извиняюсь за категоричность - это намеренно, лишь чтоб уяснить аргумент.
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Сентябрь, 14, 2012 17:40 (UTC)
Это полностью противоречит тому, что я написал. У Бога есть и воля, и цели. И диалог с Богом - не самообман.

Вот если бы Его не было... Но Он есть. И позвавшему Он ответит. Без посредника. Напрямую.
(без темы) - la_vega on Сентябрь, 16, 2012 04:49 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - imenno on Сентябрь, 16, 2012 05:24 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - la_vega on Сентябрь, 16, 2012 05:01 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - imenno on Сентябрь, 16, 2012 05:20 (UTC) (Развернуть)
nedosionist on Сентябрь, 14, 2012 19:45 (UTC)
Вполне можно сказать, что эти стадии не сменяют друг друга, а сосуществуют, что особо для нас важно - сосуществуют в иудаизме. Но приоритеты меняются. Например, каббала не вполне создана на 4м этапе, но имеет досинайские корни итп.

Далее, вы рассматриваете революцию 5й стадии как кажущуюся деградацию, являющуюся при этом шагом вперед. Это предлагает образ движения по кольцу, или если хотите, по спирали. Тем самым, даже переход через пятый к первому этапу на новом уровне, является прогрессом. Т.е. Вашу мысль можно перефразировать как "Назад к истокам, вперед на Синай". итп.

Отношение к Торе и книгам пророков как к реальному, но прошлому откровению, ... заманчиво - но полностью исключается 7-м, 8-м и 9-м принципами веры по РАМБАМу
Не вполне так. Если это для Вас заманчиво в данном контексте правильным образом, то это выглядит классическим еврейским противопоставлением, которое указывает на диалектическое прояснение смысла, в данном случае втч. принципов Рамбама. (См. "Диалектика противопоставления" о методе, и "Устная Тора" по сути).

Квинтэссенцией иудаизма в современном понимании является "Шулхан арух" ... делает иудаизм - в том смысле, в котором он понимается сейчас - полностью неприспособленным к пятой революции
Именно. :) В какой мере это так, вопрос, особенно имея в виду вариации 4й стадии, итд. - но допустим. Можно заметить, что отношение, которое часто выражается формулой "иудаизм не религия, а образ жизни", по Вашей классификации относится скорее к нулевой стадии, до-шаманистский. Что опять-же вполне удачно предлагает прогресс к первой.

Шабат Шалом.
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Сентябрь, 15, 2012 06:42 (UTC)
Вполне можно сказать, что эти стадии не сменяют друг друга, а сосуществуют, что особо для нас важно - сосуществуют в иудаизме. Но приоритеты меняются. Например, каббала не вполне создана на 4м этапе, но имеет досинайские корни итп.

В оригинале (я эту статью изначально писал на иврите) я это написал, а здесь почему-то нет. Сейчас введу соотв. абзац, спасибо.
(без темы) - nedosionist on Сентябрь, 16, 2012 03:29 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - imenno on Сентябрь, 16, 2012 05:17 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - nedosionist on Сентябрь, 16, 2012 05:37 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - dikaya_radost on Сентябрь, 17, 2012 09:02 (UTC) (Развернуть)
zlata_glzlata_gl on Сентябрь, 15, 2012 11:18 (UTC)
Уважаемый рав Хатуль !
Вы пишете очень интересные вещи.
А на 5-й стадии - не будет Галахи ?
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Сентябрь, 16, 2012 05:18 (UTC)
Будут законы. Принимаемые соответствующей инстанцией. "Не убий" останется.
(без темы) - zlata_gl on Сентябрь, 16, 2012 06:13 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - imenno on Сентябрь, 16, 2012 06:31 (UTC) (Развернуть)
В Бога - верит, в ША - нет. - zlata_gl on Сентябрь, 16, 2012 06:55 (UTC) (Развернуть)
Re: В Бога - верит, в ША - нет. - imenno on Сентябрь, 16, 2012 07:44 (UTC) (Развернуть)
tseytlin: Носtseytlin on Сентябрь, 15, 2012 20:07 (UTC)
Спасибо, Эли.
Какое это счастье - увидеть облаченное в слова то, что всегда понимал, но не мог высказать.
(Удалённый комментарий)
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Сентябрь, 15, 2012 22:54 (UTC)
Конечно!
linoja, Чудечко на Блюдечкеlinoja on Сентябрь, 16, 2012 05:30 (UTC)
слушай, это все очень интересно (особенно для меня, которая вокруг иудаизма пятнадцать лет ходит, как кошка вокруг горячего молока, при этом спотыкаясь аккурат о вышеперечисленные принципы Рамбама). Но.
Нет ведь такого мудреца, чтоб он не умудрился - мало ли, что говорит голос в душе, там иногда такое встает и рушится, что ой. Уж не говоря о том, что люди верят таким пророкам, что тоже ой - сердце человеческое хоть и чутко, да доверчиво. Наши внешние источники, писания и пр. ненадежный якорь, плавучий якорь - но все же не позволяют уж совсем веселье развести. Ну так, отчасти веселье - скажем, провозгласить собственного учителя Мошиахом можно, а ввести ради него человеческие жертвоприношения обратно нельзя, к примеру.
Откуда мне знать, где я говорю с Творцом, а где с собственными идолами?
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Сентябрь, 16, 2012 05:36 (UTC)
Сердце подскажет. Иначе нельзя. Мы учимся думать сами, как (увы, в основном на словах) это делают неверующие. А Бог не оставит и подскажет сердцу.
(без темы) - linoja on Сентябрь, 16, 2012 05:38 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - linoja on Сентябрь, 16, 2012 05:43 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - imenno on Сентябрь, 16, 2012 06:33 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - linoja on Сентябрь, 16, 2012 06:35 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - zlata_gl on Сентябрь, 16, 2012 07:00 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - la_vega on Сентябрь, 16, 2012 10:31 (UTC) (Развернуть)
Громозекаgromozeka on Сентябрь, 16, 2012 07:57 (UTC)
Эли, можно несколько вопросов?

1)Есть ли какое-то название у того течения иудаизма, которого Вы (и по всей видимости Хайфская община) придерживаетесь? Есть ли у него другие последователи?
2)В посте, посвященном 9ому ава, Вы писали о том, что Храм Вы бы хотели видеть на той самой горе, но не хотели бы, чтобы служба в нём велась так же как 2 с небольшим тысячи лет назад.
Какие из заповедей ортодоксального иудаизма Вы считаете обязательными/желательными к исполнению, а какие нет?
3)Большинству религиозных людей, в независимости от исповедуемой религии, сильно мешают Теория Большого Взрыва, Теория Эволюции и некоторые другие научные теории. Вам, насколько я понимаю, они не мешают абсолютно. Из этого вполне очевидно следует, что Тору Вы воспринимаете не буквально, во всяком случае не всю Тору. Вопрос такой. Как Вы её воспринимаете? Какие из событий и личностей Вы воспринимаете как часть реальной истории, а какие нет? Ну к примеру Исход/гора Синай? Историческое событие? Если историческая наука однозначно докажет, что не было Исхода, будете ли Вы отрицать её достижения? Исход, разумеется только для примера, можно что-нибудь другое подставить вместо него, а вместо истории - какую-нибудь другую науку.

Edited at 2012-09-16 08:42 (UTC)
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Сентябрь, 16, 2012 09:08 (UTC)
Моя вера недогматична. Я верю в Бога, поскольку вижу Его постоянно. Я верю, что Тора есть книга, через которую Он открыл Себя еврейскому народу (при всей сложности истории написания этой книги ВНУТРИ этого мира), потому что Он мне это сказал. Я верю, что на этом откровение не закончено, и что многое из того, что напрямую сказано в Торе, сейчас неактуально; и считаю, что это вовсе не кощунство так считать.
Если историческая наука *однозначно* докажет, что евреи произошли от сусликов, значит, таким образом мне это говорит Бог - ведь наука от Бога. И тогда, конечно, я поверю, что евреи произошли от сусликов.
(без темы) - gromozeka on Сентябрь, 16, 2012 10:15 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - imenno on Сентябрь, 16, 2012 11:45 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - imenno on Сентябрь, 16, 2012 09:11 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - gromozeka on Сентябрь, 16, 2012 09:48 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - dikaya_radost on Сентябрь, 17, 2012 09:06 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - gromozeka on Сентябрь, 17, 2012 09:29 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - dikaya_radost on Сентябрь, 17, 2012 15:29 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - gromozeka on Сентябрь, 17, 2012 16:17 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - dikaya_radost on Сентябрь, 18, 2012 06:58 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - gromozeka on Сентябрь, 18, 2012 07:05 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - dikaya_radost on Сентябрь, 18, 2012 07:24 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - gromozeka on Сентябрь, 18, 2012 07:12 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - dikaya_radost on Сентябрь, 18, 2012 07:29 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - gromozeka on Сентябрь, 18, 2012 07:42 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - dikaya_radost on Сентябрь, 18, 2012 09:09 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - dikaya_radost on Сентябрь, 18, 2012 12:59 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - dikaya_radost on Сентябрь, 19, 2012 08:13 (UTC) (Развернуть)
Daniel Alievskydanielalievsky on Сентябрь, 16, 2012 10:24 (UTC)
Спасибо, достаточно ясно. Особенно спасибо за 4-й пункт, который я не учитывал - область малознакомая.

По поводу перехода к пятой стадии я пишу достаточно регулярно на разных форумах, хотя пока не пытаюсь собрать это в единый текст. Вот здесь один из последних примеров: http://machanaim.livejournal.com/675123.html?thread=8722483#t8722483

По поводу иудаизма - я предлагаю тебе один прием, нередко помогающий осознать и даже изменить ситуацию. Прием заключается в том, чтобы отказаться от определенных терминов, объявить эти слова запрещенными и перестать использовать. Это позволяет избавиться от тех коннотаций и ассоциаций, которые обусловлены историческими обстоятельствами, но не обязательно выражают суть дела.

Попробуй высказать свою заключительную критику "иудаизма", не используя этого слова. Заодно хорошо бы обойтись без таких популярных слов, "соблюдать", то бишь "лишмор", и "ортодоксальный". В Торе их нет, кроме "лишмор", а оно используется обычно в ином контексте, чем принято сегодня. Иллюстрирую. Что будет, если вместо "иудаизм" говорить "Тора"? "Квинтэссенцией Торы является Шульхан Арух" - явно что-то не то. Или "Тора не приспособлена к пятой революции" (??) Может быть, сказать "еврейский народ", "еврейство"? Тоже не пройдет. "Вера евреев"? А ты сам тогда кто?

Строго говоря, я бы начал с отказа от слова "еврейский вопрос" :) вряд ли Моше понял бы подобное выражение.

Шана Това тебе, сладкой, конечно! Всего самого наилучшего, ждем в гости!



Edited at 2012-09-18 20:37 (UTC)
Рада: Косичкаdikaya_radost on Сентябрь, 17, 2012 08:55 (UTC)
Что интересно - ИМХО, Тора как таковая вполне приспособлена к пятой стадии.
Ньят: laughtoh_kee_tay on Сентябрь, 17, 2012 12:41 (UTC)
предлагаю новое ругательство времен 5-й революции: "Эй ты, неудачное воплощение Бога!"
Громозекаgromozeka on Сентябрь, 17, 2012 16:21 (UTC)
!!!
(без темы) - martin_voitel on Сентябрь, 18, 2012 10:21 (UTC) (Развернуть)