?

Log in

No account? Create an account
 
 
26 Апрель 2009 @ 19:02
Нетолерантное  
Когда-то один мой друг и ученик моего бейт-мидраша создал замечательный форум, и в правилах поведения написал нечто типа: "но не надо таскать друг друга за бороды, как еврейские мудрецы". Я возмутился: "ты, еврей, такой имидж создаёшь еврейским мудрецам?". А он в ответ: "но они ведь правда таскают..."

И вот, дожил. Началось таскание за бороду. В данный момент таскают за бороду конкретно меня, благо есть, за что таскать. Началось с того, что я изложил историю своего религиозного образования здесь, в ответ на вопрос одного из юзеров, по какому праву я называю себя равом. Действительно, пора, наконец, обосновать, а то людям важно.

Юзер, задавший вопрос, вступил в корректную галахическую дискуссию.
Но некий другой юзер - ссылку не даю - поспешил устроить у себя в ЖЖ площадку для виртуального бокса со мной в качестве груши. "Так мы и знали, что он самозванец!", ликовал этот юзер и немалая группа поддержки, и среди них - имена, которые я никак не ожидал видеть. (Ну то есть по принципу "мы все должны быть пророками" я, конечно, мог это предвидеть, но по принципу "о каждом суди к добру" никак не мог. Вот такой конфликт возможности и возможности).

Самое удивительное, конечно, не это. Самое удивительное, что юзер, о котором идёт речь, объявляет себя последователем хасидизма - и тем самым утверждает, что верит в учение р. Исраэля Бааль-Шем-Това. А у Бааль-Шем-Това не было вообще никакой "смихи"; до 40 лет он работал сторожем в синагоге (периодически давал уроки детям и исполнял обязанности служки).

У Бааль-Шем-Това были учителя Торы, и весьма примечательные. Они делятся, грубо говоря, на две категории: либо бесплотные пророки древности (в частности Ахия ха-Шилони), которые явились из иного мира, чтобы его учить (и, конечно же, были видимы только его глазам), либо скрытые знатоки тайн (Адам Бааль-Шем и его сын), которые вроде бы бродили по просторам будущего Советского Союза, но которых тоже никто, кроме Бааль-Шем-Това, не встречал.

У меня есть славное украшение, помогающее иногда "протолкнуть" необычные мнения - родословная от Бааль-Шем-Това. У самого Бааль-Шем-Това не было даже этого. Ну не было у него родословной от самого себя! Правда, была традиция о его происхождении от царя Давида, что даже круче; но документами она подкреплена не была (хотя у меня есть все основания в неё верить - как и в остальные утверждения Бааль-Шем-Това).

Отчего же Бааль-Шем-Това принимали всерьёз? Оттого, что к его словам относились по существу. Даже если он утверждал спорные и неконвенциональные вещи - а таких было много - он располагал знаниями, чтобы подкреплять дух своих утверждений; и он знал, что говорили другие мудрецы, против мнения которых он выступал.

Я не равняю, Боже упаси, себя с Бааль-Шем-Товом; но я думаю, что из текстов, которые я пишу - как в статьях, так и в комментариях к ним (особенно много комментариев пришлось написать в последние дни, хотелось бы превратить их в статьи), - можно понять, что я знаю, о чём пишу, знаю, что говорят различные авторитеты, и если в каких-то вопросах предлагаю другое решение, то это не следствие незнания еврейства или отклонения от него, а следствие чего-то другого. Чего именно? Вот об этом я и говорю в своих статьях. По существу. И предлагаю дискуссию. По существу.

Элиягу Бар-Яалом, рав центра "Маген".

Приложение генеалогическое, просто для тех, кому интересно: р. Исроэль бен Элиэзер ("Бааль-Шем-Тов"; 1698-1760) женился на Хане, внучке р. Шабтая Коэна (ШАХ). Их внук - р. Борух, первый адмор из Меджибожа (1753-1811). Его дочка Хана вышла замуж за р. Ицхока Друбичера, будущего второго меджибожского адмора, внука магида из Злочева. Их внучка - Хана из Богополя (переехала в Эрец-Исраэль в 1867, похоронена в Цфате). Её внук - р. Моше Ханелес из Хойников (1868-1911; приезжал в Эрец-Исраэль, вернулся в Белоруссию, умер в Гомеле). Его внучка Хана (Анна) Шейнкар שליט"א; её дочь Юдит (Юлия) Могилевер, моя мать.
 
 
 
swart_spokelse on Апрель, 26, 2009 17:31 (UTC)
Потомок БЕШТа! Не знаю, что и сказать... "Улей и сад", как выразился матрос Летика...

Есть в полемике моменты:
Увлекается народ,
Выдирая аргументы
Оппонентам из бород.

Ну дискуссия такая
В форме древней и простой:
Все за бороды таскают.
Слава Б-гу, есть за что.

Ни на что не намекая,
так сказать хотелось мне:
Ну и пусть себе таскают -
будет крепче и длинней.
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Апрель, 26, 2009 17:38 (UTC)
Спасибо, волк! Стих просто отличный!
linoja, Чудечко на Блюдечкеlinoja on Апрель, 26, 2009 17:42 (UTC)
:)
Юлия Могилеверyulen_ka on Апрель, 26, 2009 17:49 (UTC)
+1!
:)