?

Log in

No account? Create an account
 
 
02 Сентябрь 2008 @ 06:58
Ложные близнецы-2  
В комментах к предыдущему посту сразу подоспели кандидаты, давайте разберём:

русское "смех" и ивритское "симха" (радость) (от yulen_ka):

СМЕХ от индоевр. корня *mei- с древней, индоевропейской же, приставкой s- (др.слав. смеяти) и русским суффиксом -х (как в слове "успе-х").

СИМХА от корня СМХ, который в иврите (и в угаритском) означает "радоваться", но в других семитских языках означает "расти" (аккадск. шамаху). Настоящий, не ложный, близнец этого корня - ЦМХ, который и в иврите означает "расти" (цемах "растение"). Развитие значения СМХ: расти, отсюда "гордиться" ("пухнуть от гордости") - в этом значении арабск. шамаха - и отсюда "радоваться".

русское "город" и арамейское "карта" (город) (от doktor_aibolit)

Город - слав. градъ, от индоевропейского *ghortos "огороженный участок". Отсюда же англ. yard и лат. hortis, откуда (с приставкой ко-) "когорта" и, в свою очередь, англ. court и русский (теннисный) корт.

А арамейское карта קרתא, как и ивр. кирья (откуда Искариот) и финикийское карт (откуда Карфаген), происходит, по-видимому, от корня КРЙ (те же буквы, что в корне "доска", но корень другой), который означает "встречаться, происходить": "место собрания". Отсюда и микрэ "случай". От того же корня арабское карья "деревня" и название древней столицы Моава - города Кир. Но ивритское кир "стена" от другого корня (по-видимому, означавшего "замазка").

Ивритское "амен" (откуда и русское "аминь") и индийское "аум", "омм" (от muza_27)

Русское "аминь" заимствовано из иврита (через греческий и церковнославянский). Ивритское "Амен" буквально означает "воистину так" и происходит от корня אמנ "верить, доверять", откуда и слова эмуна "вера", эмет "истина".

"Ом" (или Аум) - судя по всему, изначально медитативный, гудящий звук, используемый древними индусами для расширения сознания; поэтому его происхождение должно быть звукоподражательным. Впрочем, джайнистский мудрец Немичандра Чакраварти (9 в.) объясняет "АУМ" как аббревиатуру имён "Ариханта, Ашири, Ачарья, Упадхьяйя, Муни" - пяти видов духовной иерархии; но это объяснение явно позднее и аллегорическое.

Бегу работать - но есть ещё пары в комментариях, тема благодарная.
Метки:
 
 
 
Громозекаgromozeka on Сентябрь, 2, 2008 07:14 (UTC)
Слышал, что "халява" имеет отношение не к "халав", а к "hальваа".
Интересно также, имеет ли отношении "халав" к русскому "хлев".
muza_27muza_27 on Сентябрь, 2, 2008 07:24 (UTC)
В белорусском (настоящем ) "халява"-это голенище сапога. Отсюда и смысл пошел
Громозекаgromozeka on Сентябрь, 2, 2008 07:47 (UTC)
Какова связь халявы с голенищем?
muza_27muza_27 on Сентябрь, 2, 2008 07:53 (UTC)
В нищей Беларуси сапоги носили в основном приказчики или те,кто при деньгах (остальные ходили босиком. в лаптях,онучах или берестяной обуви).
За работу давали деньги,которые держали за голенищем,что до сих пор делают солдаты (ложка,деньги письма часто хранятся именно там). Звучало :"получи с халявы"
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Сентябрь, 2, 2008 14:04 (UTC)
Я тоже так думаю.