Эли Бар-Яалом (Хатуль) (imenno) wrote,
Эли Бар-Яалом (Хатуль)
imenno

Categories:

Память об Амалеке

В главе "Шофтим" дана заповедь, которую можно перевести "справедливости за справедливостью достигай": заповедь об эволюции этики. В этой статье мы увидим пример такой эволюции на ярком примере отношения к вражеским детям. Здесь рассматриваются следующие вопросы:

* Может ли измениться (с точки зрения Торы) наследственность человека
* Насколько рождение фиксирует принадлежность человека к Израилю - и его антиподу Амалеку
* Является ли ребёнок человеком, а ребёнок врага - врагом


1. Раса и характер: что первичнее?

Один из отцов современной криминалистики Чезаре Ломброзо (1835-1909) считал, что наследственность определяет характер и поступки человека. Преступление - атавизм, звериная черта, исчезающая в процессе эволюции; у отдельных семей эта склонность пока сохранилась. Поэтому человек, рождённый с генами преступника, станет преступником, говорил он.

Если бы Ломброзо (ассимилированный еврей) поглубже изучал историю собственного народа, он узнал бы о разбойнике Рейш-Лакише, закоренелом преступнике, который в один прекрасный день встретился с учителем Торы р. Йохананом - и неожиданно для себя бросил свои занятия и стал праведником и мудрецом.

Но еврейская философия приготовила ещё один сюрприз. С точки зрения Торы, оказывается, сама наследственность человека может меняться; поступки человека определяют его генетику.

Конечно, это не означает, что под электронным микроскопом вдруг поменяется рисунок ДНК человека (а, впрочем, кто его знает, этот микроскоп?). Но такое духовное определение наследственности важно для понимания того, как Тора предписывает относиться к людям.

В Книге Судей рассказывается о левите, совершившем сомнительный поступок. Его имя в древнем тексте записано так (книга Судей 18,30): "Йехонатан бен Гершом бен МНШh" (יהונתן בן גרשם בן מנשה; буква "нун" висит над именем). Так как читается имя предка левита-отступника - "Моше" (без буквы "нун") или "Менашше" (с буквой "нун"? Комментаторы поясняют: левит Йехонатан, о котором идёт речь - внук самого Моше. Но, поскольку он повёл себя не в полном соответствии с законами Торы, его происхождение от Моше тоже оказалось под вопросом, над именем "Моше" зависла "нун", которая "грозит" превратить "Моше" в "Менашше". Ряд комментаторов даже связывает его с грядущим царём Менашше, отступившим от закона Торы: "потомком Моше он был, но он сделал поступок [царя] Менашше, вот и подвесило его Писание к (родословной) Менашше" (текстологический труд "Минхат шай" р. Йедидья-Шломо Норци, ум. 1616).

2. Ты стал потомком Авраама

Таким же образом человек, перешедший в еврейство, становится потомком Авраама, Ицхака и Яакова. Этот вопрос объяснил РАМБАМ (Маймонид, р. Моше бен Маймон из Кордовы, 1135-1204) в своём галахическом ответе р. Овадии ха-Гер. Овадия родился норманном, но перешёл в иудаизм. Стоит обратить внимание на титулы, которыми награждает Маймонид р. Овадию в начале письма.

Сказал Моше, сын р. Маймона, из сынов изгнанников Иерусалимских в Испании: дошли до меня вопросы учителя нашего и рава нашего, Овадии просвещённого, понимающего (Тору), праведного прозелита, да вознаградит Единый его за труды его, и да будет полноценным воздаяние ему от Единого, Бога Израиля, под крыльями Которого он нашёл себе пристанище. Спросил ты (т.е. Овадия) о теме благословений и молитв, которые ты произносишь наедине, либо публично: говорить ли тебе "Бог наш и Бог отцов наших", и "Освятивший нас Своими заповедями и Повелевший нам", и "Отделивший нас", и "Избравший нас", и "(земля), которую Ты дал в надел отцам нашим", и "Выведший нас из земли египетской", и так далее.

Тебе надлежит говорить всё, как положено, не изменяя ничего. То-есть: как молится и благословляет любой урождённый израильтянин, так и ты достоин молиться и благословлять, - молишься ли ты один или выступаешь посланником общины (т.е. читаешь публичную молитву от лица всех собравшихся).

Основная причина - то, что Авраам, праотец наш, и есть тот, который обучил весь народ, просветил его и сообщил ему об истинной вере и о единстве Святого, Благословен Он/.../. Поэтому всякий, принимающий еврейство, до конца всех времён, и всякий, принимающий Единство Имени Святого, Благословен Он, так, как это написано в Торе, - причислен к ученикам Авраама, праотца нашего, да покоится он с миром, и к сыновьям его дома/.../. Таким образом, Авраам/.../ - отец всем своим потомкам, которые чисты и идут по его пути, и отец своим ученикам и всем неевреям, принимающим еврейский путь. Поэтому надлежит тебе говорить "Бог наш и Бог отцов наших", ибо Авраам, да покоится он с миром - отец твой.
("Ответы Рамбама", 42 по изд. "Мекицей нирдамим", 1934).

Необходимо отметить, что противоположное мнение также высказывалось в иудаизме, в том числе рядом талмудических мудрецов (даже в средние века оно встречалось - например, у Иегуды ха-Леви в кн. Кузари 1,27), но ещё в талмудические времена возобладал взгляд р. Иегуды (ок. 2 в. н.э.; Талмуд Иерушалми, Биккурим 1,4), приравнивающий в этом отношении прозелита и урождённого еврея.

Чем больше еврейские философы посвящали времени изучению метафизики Вселенной, тем глубже этот принцип "духовной генетики" проникал в сознание изучающих иудаизм.

3. Потомки Амалека в Бней-Браке

Если еврейская генетика - понятие идеологическое, то как же быть с традиционным антиподом еврея - амалеком?

Два великих еврейских философа - современники и яростные идеологические соперники - полностью соглашались по этому вопросу. И р. Авраам бен Давид из Поскиеры (1120-1198; "РААБАД Третий"), и намного более знаменитый р. Моше бен Маймон из Кордовы (1138-1204; РАМБАМ, или Маймонид) - оба определяли принадлежность к Амалеку на основании воззрений, а не происхождения.

РААБАД писал, что любой амалекитянин, отступивший от путей своего народа, не является более амалекитянином, и не надо "стирать память о нём". РАМБАМ же говорит (Мишне Тора, Мелахим 6,1), что заповедь Торы не воевать ни с одним человеком на земле, не призвав его ранее к миру распространяется на все народы мира (амалек - не исключение!).

Более того, ещё Талмуд подчёркивает, что амалек - понятие не генетическое: некоторые из потомков Амана были преподавателями Торы в Бней-Браке (Вавилонский Талмуд, Гиттин 57-б и др.). Потомки одного из злейших амалекитян в еврейской истории (см. книгу Эстер) приняли еврейство и стали мудрецами Торы, и другие евреи учились у них, не гнушаясь их происхождения.

4. Является ли ребёнок человеком?

Ответ на вопрос, вынесенный в название главы, однозначный: конечно, ребёнок человеком является. Но в древнем мире смотрели на это иначе. Ребёнок (несовершеннолетний - возраст совершеннолетия зависел от конкретной цивилизации) рассматривался не как человек, а как сырьё, которое может "вырасти в человека". Такое "сырьё" считалось имуществом отца наравне со скотом (а во многих странах - и наравне с женщинами). Спартанцы убивали слабых детей, чтобы они не выросли в слабых людей (которых уже убивать будет нехорошо). У народов Заиорданья и Ханаана родители приносили своих новорожденных детей в жертву богам плодородия.

Римское право предусматривало "отцовскую власть" (patria potestas) согласно которой отцу позволялось судить сына и приводить в исполнение смертную казнь. Более того, это правило распространялось даже на совершеннолетних сыновей (!), которые до смерти отца не могли совершать никаких сделок (в том числе и бракосочетаний) без его позволения. Сын являлся имуществом отца (власть отца - patria potestas была сродни dominica potestas - власти господина над рабом). И сыновья дорожили своим статусом имущества - не будучи "имуществом" отца, они не могли стать его наследниками!

Закон Торы запрещает убивать сына за грех отца, и наоборот (Дварим /Второзаконие/ 24,16); с другой стороны, Тора предписывает уничтожать Амалека и всё, что ему принадлежит - для того, чтобы было ясно, что это уничтожение не из корыстных целей (чтобы нажиться на чужом имуществе), а борьба со Злом.

Таким образом, сын амалека, сам не являющийся амалеком, не должен пострадать (пример: можно намеренно убить террориста или эсэсовца, но не его ребёнка).

Да, в 11-м веке до н.э. пророк Шмуэль предписывал царю Шаулу: "побей Амалека и уничтожь всё, что ему принадлежит; не пожалей его, убей от мужчины и до женщины, от маленького ребёнка и до младенца, от быка до козлёнка, от верблюда до осла" (Шмуэль-алеф /1-я Царств/ 14,3). Такое повеление звучит в высшей степени негуманным, и с нашей (в том числе и религиозной!) точки зрения такое обращение сегодня звучало бы преступным. Но для Шмуэля оно преступным не было, поскольку для него - как и для его современников - ребёнок ещё не включался в понятие "человек". "Не пожалей" (ло тахмоль) предписание подавить не жалость (рахамим), а жадность до чужого добра, которым считались тогда и верблюды, и дети.

Сам факт, что сказано "от маленького ребёнка и до младенца", а не "от подростка и до младенца", может навести на мысль, что совершеннолетний подросток не уничтожался, если сам не был (культурно-идеологически) амалеком (в последнем случае он подпадал под определение "мужчина" или "женщина").

Разумеется, можно себе представить, что чаще всего подростки следовали примеру своих родителей: так и в новейшей истории дети нацистов сами шли по пути Гитлера, а дети исламских террористов и теперь с гордостью демонстрируют перед видеокамерой свои навыки в стрельбе, объясняя, как они собираются уничтожить всех евреев, а за ними и прочих неверных. Эти подростки подлежат смерти по законам Торы и по любым нормальным человеческим законам - но не за грехи родителей, а за собственные:

Для человека древнего мира, таким образом, призыв уничтожить врага вместе с его несовершеннолетними детьми не был геноцидом. Для нас, людей Торы поздних поколений, такой призыв был бы именно геноцидом, поскольку мы иначе понимаем теперь понятие "человек". Более того, я не побоюсь сказать, что наше понимание, что ребёнок ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК, причём НЕ МЕНЬШЕ человек, чем взрослый - более правильно, более духовно и лучше соответствует Торе, чем то понимание, которое было у пророка Шмуэля. Да, мы, безусловно, продвинулись вперёд хоть в чём-то по сравнению с теми временами - у нас были ещё тридцать веков для изучения Торы!

5. Убийство детей противоречит Торе

Истина Торы вечна, и наше приближение к ней помогает нам понять смысл, заложенный в ней до всякого времени.

Царь Шаул не исполнил повеление Шмуэля и был за это наказан. Но не потому, что не истребил детей: детей он как раз истребил! Пожалел он богатства амалекитян - и самого обер-террориста (т.е. царя) Агага. Вот их-то он и оставил невредимыми, и за это был наказан Провидением.

Мы уже показали, что истребление младенцев мидйанитян в главе "Матот" было приказом Моше, не исходившим от Единого. Тора засвидетельствовала этот факт - это один из редчайших случаев, когда перед словами "и сказал Моше" не стоит "и сказал Единый".

Сейчас нам ясно - и это полностью соответствует Торе! - что ребёнок является человеком, и что ему присущи права человека перед Богом и людьми. Западный мир дошёл до этой истины совсем недавно - только в 1959 году была принята первая Декларация прав ребёнка (после создания UNICEF в 1946); в 1989 была опубликована нынешняя Конвенция о правах ребёнка - первый международный юридический документ, закрепляющий за ребёнком какие-либо права.

Божественная истина о человеческом достоинстве ребёнка настолько не соответствовала естественному для древнего мира порядку, что была прочитана и понята нами много позднее времён Шмуэля. Так же было и с единожёнством, которое стало обязательным только в десятом веке - хотя Тора преподаёт нам урок парности (один муж - одна жена) начиная с Книги Бытия (и прилепится к жене своей, и станут едина плоть - Берешит 2,24). Понимая эти истины сейчас, нам не следует искать оправдания нарушению их в поступках наших предков; не стоит нам и осуждать их, ибо сказано: "не суди ближнего своего, пока не попадёшь на его место" (Авот 2,4).

Мы начали разговор с Ломброзо, считавшего, что склонность к преступлению исчезает в процессе биологической эволюции человека. Здесь мы увидели эволюцию не биологическую, а идеологическую - эволюцию представлений человечества о собственных детях. И эта эволюция, несомненно, ведёт нас ближе к Богу и Его учению - как и предречено в заповеди Торы (Дварим 16,20): справедливости за справедливостью достигай, чтобы ты жил и унаследовал землю.
Tags: Маасэ-Решет
Subscribe

  • Ошибка волка

    Эли Бар-Яалом. ОШИБКА ВОЛКА 1 - А что это за книга – «Ошибка волка»? - спрашиваю я у Сёренсена чуть ли не на пороге. У меня на…

  • Марта смотрит из окна

    1 - Я ненавижу, когда ты просишь прощения, ещё больше, чем когда ты хамишь, - закричала Марта. Маленькая Линн убежала в детскую и закрыла…

  • О языке "Предания о Ллониллиа и Данвву"

    Проф. Нефан Балистода. Татимбул, 3171 год от Радомасси Тексты "Предания о Ллониллиа" и "Договора Тантуликсана и Ннусуанко" являются древнейшими…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Ошибка волка

    Эли Бар-Яалом. ОШИБКА ВОЛКА 1 - А что это за книга – «Ошибка волка»? - спрашиваю я у Сёренсена чуть ли не на пороге. У меня на…

  • Марта смотрит из окна

    1 - Я ненавижу, когда ты просишь прощения, ещё больше, чем когда ты хамишь, - закричала Марта. Маленькая Линн убежала в детскую и закрыла…

  • О языке "Предания о Ллониллиа и Данвву"

    Проф. Нефан Балистода. Татимбул, 3171 год от Радомасси Тексты "Предания о Ллониллиа" и "Договора Тантуликсана и Ннусуанко" являются древнейшими…