?

Log in

No account? Create an account
 
 
07 Июль 2009 @ 23:51
Мушкетёрская метафизика  
После обсуждения в комментариях к статье "Три гасконца" я понял, что обязан рассмотреть тройку (а точнее, четвёрку) мушкетёров с точки зрения метафизики Торы.

Три основных элемента мироздания - душа, материя, энергия[1]. Когда они работают совместно так, как надо, на них снисходит присутствие Бога (шехина), и треугольник превращается в тетраэдр.

Душа - средоточие этики, материя - эстетики, энергия... за неимением лучшего, назовём всё то, что сосредоточено в понятии "энергия", словом "энергетика": всё, что связано с эффективностью и интенсивностью процессов. Что ж - "этика, эстетика, энергетика" даже звучит прилично.

Итак, посмотрим на наших (то есть Дюма-отцовских) мушкетёров.



Атос - очевидная душа (этика). Воплощение чести, благородства и величия духа. При этом недостатки его именно такие, которые можно заметить в негармоничной душе: он стремится оторваться от материального мира (пьянство) и не ограничивает себя в выборе средств (бьёт слугу в "воспитательных" целях, повесил жену, узнав, что она заклеймлена...)

Портос - ярко выраженная энергия (энергетика): огромная мощь, способная сдвинуть с места любой процесс. Недостатки - именно те, что свойственны несбалансированной энергии: Портос не слишком умён и готов идти за кем угодно (энергия может служить любой цели, она не выбирает цель).

Арамис - явная материя (эстетика). Критерий эстетики (и признак совершенства материи) - красота. Арамис особо красив, это всячески подчёркивается; и с материальным миром он связан наиболее тесно - любовницами, интригами, политической деятельностью. И недостатки у него соответствующие: материя, не служащая душе (идее), аморальна.

"Атос представлялся ему Ахиллом, Портос - Аяксом, а Арамис - Иосифом"[2], говорит Дюма. Но если быть последовательным в образной системе, мы можем сказать, что три мушкетёра - три сына Ноаха (библейского Ноя): Шем (по-русски Сим), Хам и Яфет[3].

Согласно благословению Ноаха своим сыновьям, Яфет (материя/эстетика) должен жить "в шатрах" Шема (души/этики) - то есть действовать в этических рамках, - а Хам (энергия) должен служить им (обеспечивать процесс)[4]. И действительно, на начало романа установилось положение, согласно которому Арамис смотрит на Атоса, как на старшего, а Портос следует за обоими.

В таком случае следует ожидать нисхождения прямого присутствия Всевышнего. И оно является: в лице юного, бесстрашного д'Артаньяна, который снабжает тройку мушкетёров целью, предназначением - и превращает её в систему более высокого уровня: в тетраэдр, который может изменить мир. И меняет его.

В дальнейшем Дюма показывает нам различные варианты разрывов системы. В "Двадцать лет спустя" - Атос и Арамис с правильной этикой, но без энергии - Портоса с ними нет, его возвращает д'Артаньян. В "Виконте де Бражелон" вместе Портос и Арамис - энергия Портоса служит земной (и порочной) идее Арамиса, и душу - Атоса - опять-таки в систему возвращает д'Артаньян.

В конце, когда оказывается, что миссия четвёрки закончилась (её проект будущего - Рауль - погиб!), уходят из этого мира душа (смерть Атоса) и энергия (гибель Портоса); тогда и шехина, сопутствующая этому конкретному проекту, уходит из этого мира[5]. В живых остаётся один Арамис - что теперь неудивительно: ведь он и есть материальный мир!

Таким образом, в романах Дюма обнаруживается прозрачно зашифрованная метафизическая модель (причём согласно метафизике Торы!) рождения и развития любого проекта - и того, что происходит, когда взаимоотношения в проекте нарушаются (готовая инструкция по диагностике и лечению).

Имел ли это в виду Дюма? Может, и нет. Но Тот, Кто придумал самого Дюма и его романы, наверняка имел это в виду.

Эли Бар-Яалом.

Примечания.

[1] Подробное описание и обоснование я давал в статье "Тройка, семёрка, туз".
[2] А. Дюма-отец, "Три мушкетёра", гл. 7.
[3] См. статью по главе Торы "Ноах".
[4] Берешит /Бытие/ 9:27. Вместо "Хам" в тексте сказано "Кнаан" (имя сына Хама), но по контексту ясно, что подразумевается Хам.
[5] Прошептав знаменитое "Атос, Портос, до скорой встречи; Арамис, прощай навсегда!". В самом деле, душа бессмертна, энергия безлика (значит, с ней опять будет встреча), но эта материя уже больше не актуальна - в одну и ту же реку нельзя войти дважды...
 
 
 
Mithrilianmithrilian on Июль, 7, 2009 20:57 (UTC)
Четверка эта тем и гениальна, что к ней полностью подходит толкиеновское понятие "приложимости".
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Июль, 7, 2009 21:00 (UTC)
Да. Просто вот Рамендик пытался приложить к ним гиппократовские темпераменты - и явно неубедительно вышло. А вот здесь получается, кажется, соразмерно.
(без темы) - mithrilian on Июль, 8, 2009 09:28 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - nedosionist on Июль, 10, 2009 15:15 (UTC) (Развернуть)
Лёша: s kolokolomistanaro on Июль, 7, 2009 21:02 (UTC)
Хм. а Д"Артаньян -- в роли вершины?
А у социоников в ходу идея, что 4 мушкетера образуют полную квадру :).
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Июль, 7, 2009 21:07 (UTC)
Д"Артаньян -- в роли вершины?

Именно!
ravenrexravenrex on Июль, 7, 2009 21:06 (UTC)
как стройно! и вовремя. спасибо большое!
(без темы) - klemeshov on Июль, 7, 2009 22:32 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - imenno on Июль, 8, 2009 08:22 (UTC) (Развернуть)
Srulikymarkov on Июль, 7, 2009 21:10 (UTC)
Интересно, как сложилась бы судьба миледи Винтер, окажись тогда граф де ля Фер более терпимым? Вот не повесил бы, простил бы - глядишь, и не стала бы она политниндзя крупного масштаба. Интриговала бы у себя в поместье.
Mithrilianmithrilian on Июль, 8, 2009 09:49 (UTC)
Это смотря как считать. Если так, что она была изначально злой, а положительные герои у Дюма не врут, то Атос просто кончил бы как барон Винтер-старший. "Сестра, отчего умер ваш муж?"
"Мы живем в мире сем, но не от мира сего..."dunamir on Июль, 8, 2009 00:38 (UTC)
Zdorovo!!!
green cat_a_s_ on Июль, 8, 2009 01:38 (UTC)
Убил. Ну просто наповал.
Пошла делиться шедевром с семьей, боюсь только, что младшее поколение не оценит, т.к. русский у нее, хоть и без акцента (чем вводит окружающих в заблуждение), но исключительно на бытовом уровне.
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Июль, 8, 2009 08:22 (UTC)
Так "младшее поколение" вполне может прочитать "Трёх мушкетёров" и по-английски, не так ли?
(без темы) - _a_s_ on Июль, 8, 2009 10:42 (UTC) (Развернуть)
phobos_ilphobos_il on Июль, 8, 2009 05:23 (UTC)
Первая мысль у химика, когда он видит тетраэдр: а ведь должно существовать также его зеркальное отображение (стереоизомер), идентичное по всем параметрам, но не совместимое с оригиналом. Как две руки. Или атом углерода с 4-мя заместителями, образующими тетраэдр. Хиральностью называется явление и имеет массу любопытных свойств и правил. Особенно любопытных, если попытаться их применить к созданию мира. Например, что нельзя из 4-х компонентов вершин создать только один стереоизомер, всегда будет получаться смесь обоих (рацемат). И тем не менее, биологически важные молекулы типа аминокислот существуют лишь в одной абсолютной конфигурации (и до сих пор неясно, как они так получились при зарождении жизни).
Интересно также, что картинка напоминает правило определения конфигурации для атомов: Один из атомов устремляем от себя, три оставшихся соединяем между собой и смотрим, получается ли направление соединения по часовой стрелке или против. То есть, если душа, материя и энергия являются не абсолютно равными по важности понятиями, а имеют некий порядок очередности, то можно определить, является ли наш мир право- или левоориентированным:)
Нехамаnechaman on Июль, 8, 2009 06:31 (UTC)
!
(без темы) - nechaman on Июль, 8, 2009 11:01 (UTC) (Развернуть)
Алла (Эрендис): Лев-метросексуалalla_hobbit on Июль, 8, 2009 08:14 (UTC)
Да, но ведь д'Артаньян тоже отнюдь не идеален. :)
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Июль, 8, 2009 08:24 (UTC)
Разумеется. Когда шехина нисходит в мир (для какого-то проекта), она - особенно поначалу - проявляется весьма зыбко и хрупко. Сколько таких нарушений было в самом начале еврейской истории - начиная с эпохи Авраама!
(без темы) - alla_hobbit on Июль, 8, 2009 08:27 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - imenno on Июль, 8, 2009 08:36 (UTC) (Развернуть)
(без темы) - alla_hobbit on Июль, 8, 2009 08:38 (UTC) (Развернуть)
maarbolet: ввооо!maarbolet on Июль, 8, 2009 09:32 (UTC)
;-)))
!!!!!!!!!!!!!!!
Эли Бар-Яалом (Хатуль)imenno on Июль, 8, 2009 09:51 (UTC)
Re: ;-)))
=^oo^=
Re: ;-))) - maarbolet on Июль, 8, 2009 10:00 (UTC) (Развернуть)
Ingwall Kolduningwall on Июль, 8, 2009 12:13 (UTC)
Очень здорово! и очень правильно.

Кстати, вспомнилась и ещё одна похожая тройка - Кави-Кидого-Пандион. Только там роль предназначения играла, наверное, Тесса.
Глумливая птицаsirin on Август, 6, 2009 16:21 (UTC)
да, проанализировал так проанализировал. ::)
жутко интересно, что ты скажешь по прочтении деревянного ключа.
dorinemdorinem on Сентябрь, 22, 2009 06:26 (UTC)
Очень интересное рассуждение, спасибо.